Работа следственного управления по рассмотрению обращений граждан в 2017 году


В анализируемом периоде состояние работы подразделений СУ СК России по Магаданской области по рассмотрению обращений граждан характеризовалось тенденцией к значительному увеличению количественных показателей, которое было связано, прежде всего, с приростом потока поступивших обращений – в  2017 году поступило 449 обращений  (+ 70%, АППГ – 264).  

Широкое освещение в информационном поле федеральных и региональных средств массовой информации представителями СК России положительных результатов работы следственных органов, которое обеспечивает стабильно высокий уровень доверия граждан к системе СК России, дало рост числа обращений граждан. Не последнюю роль здесь играет и низкий уровень информированности населения региона о сферах ведения и компетенции правоохранительных органов, поскольку зачастую заявители полагают, что следственные органы СК России обладают неограниченными полномочиями. Обращаясь в следственные органы, граждане в ряде случаев считают, что они компетентны по своему усмотрению определять предмет собственной деятельности, либо наделены такими же надзорными функциями, что и органы прокуратуры, либо таким же правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, как и органы полиции.

Соответственно, с ростом общего числа поступивших обращений, увеличилось количество разрешенных по существу обращений  на 64%, всего разрешено 355 обращения (АППГ – 216).

Из общего числа разрешенных по существу обращений 293 или 82,5% разрешено в порядке, установленном Инструкцией (АППГ – 184 или 85,2%).  Значительную долю таких обращений составляли обращения граждан о проведении процессуальной проверки и возбуждении уголовного дела, не содержащие фактических данных о признаках какого-либо преступления, а также обращения о несогласии с судебными решениями. Из общего числа обращений, рассмотренных в непроцессуальном порядке, 246 обращений  непосредственно касались следственной деятельности следственных подразделений СУ СК России по Магаданской области.   

В анализируемом периоде 51 обращение или 11,8% общего количества рассмотренных обращений было перенаправлено для разрешения по существу в органы прокуратуры (АППГ – 32, что составляло 11,2% от числа рассмотренных).

В общей массе разрешенных в следственных органах СУ СК России по Магаданской области обращений преобладали обращения, разрешенные путем разъяснения: их доля составила 58,3% от числа разрешенных (АППГ – 52,1%), всего даны разъяснения по 171 обращению (АППГ – 100).

Удельный вес отклоненных обращений, от числа разрешенных, составил 41,7% (АППГ – 47,9%). В отчетном периоде отклонено 122 обращения (АППГ – 92).

Удовлетворенных по существу обращений в 2017 году не имелось (АППГ – 0).

В анализируемом периоде  уменьшилось число повторных обращений – 2 (АППГ – 7), все они были связаны с отказом в удовлетворении ранее разрешенных тем же следственным органом обращений, вместе с тем, обращения данной категории не удовлетворялись.

Обращений, разрешенных с превышением установленного срока, не имелось (АППГ – 0).

В  2017 году  парламентские запросы, обращения членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не поступали (АППГ – 0) и не рассматривались (АППГ – 0).

За отчетный период поступило и разрешено одно первичное обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (АППГ – 0). Повторных обращений рассматриваемой категории не поступало (АППГ – 0).

Указанное обращение было направлено депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва  Морозовым А.Ю. в интересах Шуклиной Т.Л. о необоснованном, по мнению заявителя, уголовном преследовании ее сына Шуклина М.В. Первоначально депутатское обращение поступило в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю, откуда, в соответствии с п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ № 17 от 19.09.2007, было перенаправлено в СУ СК России по Магаданской области.

Обращение разрешено в пределах установленного для рассмотрения обращений данной категории срока (в течение 8 дней) в отделе по расследованию особо важных дел с направлением депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Морозову А.Ю. и заявительнице Шуклиной Т.Л. ответов с разъяснениями по существу обращения, а также порядка обжалования принятого решения.

Из числа рассмотренных в 2017 году обращений 6 - заявлены по вопросам коррупционной направленности. Из них 5 рассмотрены в порядке, предусмотренном Инструкцией, 1 – как жалобы в порядке, предусмотренном ст.124 УПК РФ. Все обращения, рассмотренные в процессуальном порядке, отклонены (требования заявителя признаны необоснованными или незаконными, либо не относящимися к компетенции следственного органа). Из числа обращений, рассмотренных в порядке, предусмотренном Инструкцией, 1 обращение отклонено (требования заявителя признаны необоснованными или незаконными, либо не относящимися к компетенции следственного органа), по двум даны разъяснения правового характера, 2 – направлены в органы прокуратуры и другие ведомства.

Изучение массива обращений, рассмотренных в непроцессуальном порядке, показало, что, как и в прошлые годы, они не являются определяющим источником поступления информации о коррупционных правонарушениях в подчиненные следственные органы. Среди рассмотренных обращений данной категории в анализируемом периоде обращения граждан и организаций о ранее не известных правоохранительным органам коррупционных фактах, в том числе в следственных органах системы СК России, отсутствовали (АППГ – 0). В целом, данное обстоятельство отражает высокую латентность коррупционных преступлений, обусловленную взаимной заинтересованностью участников таких противоправных деяний в достижении определенного результата криминальным способом, либо нежеланием граждан, располагающих значимой информацией, быть вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства.

В непроцессуальном порядке действия руководителей следственных органов обжаловались  в 11 обращениях, в том числе, жалобы на ответы руководителя следственного управления – 4, первого заместителя руководителя управления – 4,  одна жалоба на действия руководителя ЯМСО, две жалобы на  руководителя  ОПК

В 2017 году по линии «Телефон доверия» СУ СК России по Магаданской области  поступило одно обращение гражданки (АППГ – 0), которое было принято и в дальнейшем зарегистрировано как сообщение о преступлении, возбуждено уголовное дело. В настоящее время ведется следствие.

За  2017 год по линии «Ребенок в опасности» следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (СК России) по Магаданской области (СУ СК России по Магаданской области) было зафиксировано 367 соединений, поступило 132 сообщения различного характера, также за указанный период зафиксировано 235 входящих соединений, по которым абоненты не оставили сообщений.

С учетом критериев своевременности, полноты, достоверности и важности полученной информации, поступившей за отчетный период по линии «Ребенок в опасности», было рассмотрено одно сообщение в качестве обращения. Иные сообщения не содержали информации о противоправных посягательствах в отношении несовершеннолетних.

В 12 случаях в зафиксированных сообщениях абоненты информировали операторов об обстоятельствах, принятие мер реагирования по которым отнесено к компетенции иных государственных органов, в связи с чем заявителям были даны разъяснения правового характера о полномочиях органов СК России, назначении телефонной линии «Ребенок в опасности», необходимости и порядке обращения в компетентные органы.

По 2 таким сообщениям,  в оперативном режиме поступившая информация была передана в дежурную часть территориального органа внутренних дел (граждане обращались с просьбой о вызове наряда полиции и жаловались на невозможность самостоятельного вызова).

Одно обращение, зарегистрированное как информация, поступившая по телефонной линии «Ребенок в опасности» СУ СК России по Магаданской области жительницы пос. Сеймчан Среднеканского района Магаданской области по вопросу проведения несовершеннолетними, проживающими в поселке, своего досуга в заброшенных гаражах и иных подобных постройках, была рассмотрена и направлена по подведомственности и по территориальности начальнику отделения МВД России по Среднеканскому району. Данное сообщение сотрудниками  Отд МВД России по Среднеканскому району  было зарегистрировано в КУСП, проведена проверка, проведен ряд профилактических мероприятий.

Другие 67 поступивших за анализируемый период на линию «Ребенок в опасности» сообщения  преимущественно были связаны с ошибочным набором телефонного номера и содержали: вопросы абонентов о произошедших по месту их проживания коммунальных авариях, перерыве в предоставлении коммунальных услуг, что обусловлено предшествующим нахождением короткого телефонного номера «123» (вплоть до его подключения оператором сотовой связи «Билайн» на линию «Ребенок в опасности» в феврале 2014 года) в ведении единой аварийно-диспетчерской службы мэрии г. Магадана; просьбы вызвать такси и т.п.

В 52 сообщениях на телефонную линию «Ребенок в опасности» поступали звонки бессодержательного характера (диалоги на дальнем плане при включенном телефонном аппарате абонента, неразборчивые сообщения абонентов, находящихся в состоянии опьянения, нецензурная речь, сообщения автоинформатора телефонных устройств абонентов, детская шалость и прочее).

Проведенный анализ работы телефонной линии «Ребенок в опасности» за 2017 год показал, что данная работа осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции «Об организации работы по приему, регистрации и рассмотрению сообщений, поступивших по телефонной линии «Ребенок в опасности», утвержденной приказом руководителя СУ СК России по Магаданской области от 30.12.2015 № 68 «Об организации работы телефонной линии «Ребенок в опасности».  С учетом проведенного обобщения,  принятия мер по оптимизации работы линии «Ребенок в опасности», не требуется.

В отчетном периоде рассмотрено 48 обращений, поступивших через раздел «Интернет-приемная» официального сайта СУ СК России по Магаданской области (АППГ – 13), из которых 4 – отклонено (АППГ – 2), по 29 – дано разъяснение (АППГ – 6),  2 обращения были направлены в соответствующие следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, 1 обращение направлено в нижестоящие следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, 1 обращение направлено на разрешение в органы прокуратуры, 1 обращение направлено на разрешение в другие ведомства, по 2-м обращениям прекращена переписка, 11 обращений оставлено без разрешения по существу с уведомлением заявителя.

За 2017 год в подразделениях СУ СК России по Магаданской области рассмотрено 32 обращения, поступивших из СК России (АППГ – 38). Как и в 2016 году, основная доля таких обращений содержала просьбы заявителей о проведении процессуальных проверок, возбуждении уголовных дел при отсутствии данных, указывающих на признаки преступлений.

По результатам рассмотрения обращений данной категории по 20 обращениям – даны разъяснения (АППГ – 11), 3 – направлено для разрешения в органы прокуратуры (АППГ – 2), 2 – в другие ведомства (АППГ – 0),  3 – приобщено к материалам рассмотрения основного обращения как дубликат (АППГ – 2),  оставлено без разрешения – 2 (АППГ-2), 1 – приобщено к материалам проверки, 1 – прекращена переписка.

Из указанной категории 1 обращение поступило в СУ СК России по Магаданской области с контролем СК России (АППГ – 2), данное обращение рассмотрено в аппарате управления, дано разъяснение.

Обращений с постановкой на особый контроль СК России в 2017 году не поступало (АППГ – 0).

Несмотря на постоянное информирование населения на официальном сайте СУ СК России по Магаданской области и через средства массовой информации о порядке работы приемной Председателя Следственного комитета Российской Федерации в СУ СК России по Магаданской области, по данному каналу не поступило ни одного обращения (АППГ – 0).

В целях повышения открытости руководства СУ СК России по Магаданской области по отношению к населению обслуживаемой территории был продолжен взятый в истекшем году курс на исключение формализации в организации личных приемов. По-прежнему посетителям предоставлялась возможность напрямую, вне зависимости от дополнительных условий, связанных с прохождением процедуры обжалования (личного приема) у нижестоящих должностных лиц, обратиться к руководителю управления и его заместителям.

За рассматриваемый период количество граждан, принятых на личном приеме руководством управления, руководителями территориальных следственных подразделений и иными сотрудниками осталось практически на уровне АППГ, всего принято 288 посетителя против 295 за АППГ. Количество граждан, принятых лично руководителем управления осталось на прежнем уровне – 36 человек (АППГ – 37).

В  2017 году, в целях обеспечения доступности личного приема для граждан, проживающих в территориально удаленных населенных пунктах области, в СУ СК России по Магаданской области было организовано 46 выездных личных приемов руководством управления (АППГ – 46), в том числе 15 – руководителем управления (АППГ – 20), 8 – его первым заместителем (АППГ – 5), 23 –  заместителем (АППГ – 21).  Количество выездов  сохранилось на прошлогоднем уровне, их эффективность в усредненном значении также находится на уровне АППГ. Число граждан, принятых руководителем управления в ходе выездов, незначительно снизилось с 16 до 12 человек, а его заместителей – увеличилось с 26 до 28 человек.

На протяжении нескольких лет практикуются совместные с представителями органов прокуратуры, исполнительной власти, контролирующих и правоохранительных органов, выезды в районы области для осуществления приема граждан. Руководителем управления  в первом полугодии 2017 года проведено 2 таких совместных выезда, в том числе, 1 выезд в наиболее удаленный районный центр Магаданской области (п. Эвенск), первым заместителем руководителя управления во втором полугодии 2017 года также был осуществлен совместный выездной прием при участии первого заместителя прокурора Магаданской области.

В 2017 году продолжена работа по разработке организационно-распорядительных документов по отдельным направлениям деятельности, в которых также предусмотрены пункты, касающиеся приема граждан.

Так, в актуализированном приказе руководителя управления от 18.07.2017 № 40 «Об организации работы при расследовании преступлений в сфере оказания медицинских услуг (ятрогенные преступления)», предусмотрено положение, предписывающее практиковать организацию и проведение личного приема заявителя с разъяснением алгоритма проведения проверки, необходимости сбора документов, назначения и проведения специальных исследований. Следствием организации такой работы является ежегодное снижение повторных обращений граждан.

В целом, анализ результатов работы за 2017 год позволяет сделать вывод о том, что продолжается заметная активизация деятельности СУ СК России по Магаданской области по линии личного приема граждан и работы с обращениями, при сохранении стабильности основных качественных параметров, что обусловлено усилением управленческого влияния и четкой расстановкой приоритетов.

2. В 2017 году в приемной Президента Российской Федерации в Магаданской области (служебное письмо СК России от 20 февраля 2013 года № 221/1-06-13) аппаратом Главного федерального инспектора в Магаданской области  планировалось проведение личных приемов граждан руководителем СУ СК России по Магаданской области (по одному приему в полугодие). Однако, указанный прием не состоялся в связи с отсутствием граждан, изъявивших желание быть принятыми по вопросам компетенции СУ СК России по Магаданской области.

Количество поступивших и рассмотренных обращений, равно как и количество граждан, обратившихся на личный прием к руководителю управления и в подчиненные следственные органы, обусловлено доверием граждан к СУ СК России по Магаданской области и укреплением его авторитета, принимаемыми мерами по улучшению контакта с населением, использованием в этих целях новых форм организации личного приема граждан руководством управления, направленных на повышение открытости по отношению к населению обслуживаемой территории.