Работа следственного управления по профилактике преступлений в 2016-2017 г.г.


Работа следственного управления по профилактике преступлений, внесению представлений по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в 2016 – 2017 г.г.

Преступления против личности (гл. 16-18 УК РФ).

Основная часть представлений, внесенных в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ (2017 – 88, 2016 – 110), направлена по территориальности в соответствующие отделы МВД России для принятия мер реагирования к сотрудникам, ненадлежащим образом проводивших профилактическую работу с населением на вверенных им участках и допустивших совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

По результатам рассмотрения к виновным должностным лицам применялись различные меры дисциплинарного характера (2017 – 40, 2016 – 24). Внесенные представления в отделах полиции доводятся до личного состава в ходе еженедельных занятий по боевой и служебной подготовке, и как правило, применяются меры реагирования в виде устных замечаний в отношении виновных, подчинённым сотрудникам указывается на необходимость повышения эффективности мер, принимаемых в отношении лиц, склонных к совершению преступлений или правонарушений, в том числе в отношении лиц, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Факторами, способствовавшими совершению тяжких и особо тяжких преступлений против личности на территории области, являются:

1. Совершение преступлений лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, не работающими, не имеющими семей.

2. Совершение преступлений лицами стойкой криминальной направленности, ранее судимыми.

3. Ненадлежащая профилактическая работа УУП органов внутренних дел с лицами, ранее совершившими преступления.

Например, по одному из рассмотренных уголовных дел, участковым уполномоченным не были собраны должным образом материалы по заявлению гражданина по ст. 116 УК РФ о его избиении одним из потерпевших, что в итоге, позволило бы исключить повторное проявление неприязненных отношений к обвиняемому со стороны потерпевших, и как итог, предотвратить совершение обвиняемым убийства двух лиц.

По данному делу представление направлено в УМВД области в части выявленных нарушений учётно-регистрационной дисциплины, а именно направление в мировой суд материалов по ст. 116 УК РФ без надлежащего заявления о преступлении. Согласно полученному ответу, по выявленным недостаткам, указанным в представлении, проведена служебная проверка. Образцы заявлений размещены на стендах, разъясняется порядок подачи заявлений и сбора обязательного пакета документов по делам частного обвинения. Копии представления направлены во все территориальные органы МВД в целях надлежащей организации работы по делам частного обвинения.

Преступления против конституционных прав (гл. 19 УК РФ).

Факторы для внесения представлений анализируемой категории (2017 – 25, 2016 – 21) весьма разнообразны, в подавляющем большинстве представления вносятся в связи с отсутствием профилактики со стороны не только правоохранительных, контролирующих органов, но и со стороны бюджетных и коммерческих организаций. Именно отсутствие профилактической и достаточной организационной работы является основным фактором совершения преступлений против конституционных прав граждан.

Так, по одному из представлений по факту получения травмы официантом одного из ресторанов в результате падения, по результатам рассмотрения приняты как меры дисциплинарного (директору ресторана объявлен выговор), так и организационного характера (введена должность и принят на работу инспектор по охране труда и технике безопасности).                           В большинстве случаев по внесённым представлениям, лицами, которым они адресованы, принимаются меры к устранению допущенных нарушений и принятию организационных мер к недопущению их впредь, а также усилению контроля за работой подчинённых сотрудников. Всего к дисциплинарной ответственности привлечено в 2017 году 6 лиц, в 2016 году – 3.

Преступления экономической, в том числе коррупционной, направленности.

Наиболее типичными преступлениями в рассматриваемой сфере являются хищения с использованием служебного положения, а также злоупотребление должностными полномочиями либо их превышение. По всем преступлениям указанных категорий присутствовал корыстный мотив или иная личная заинтересованность, т.е. должностные лица совершали преступления с целью получения для себя выгод материального характера.

Способы и схемы преступлений использовались разнообразные – незаконный пронос на территорию закрытого учреждения запрещенных предметов за денежное вознаграждение, использование подложных документов, необоснованное начисление премий, трудоустройство на работу лиц, которые фактически трудовую деятельность не осуществляли, а заработную плату за них получали «фигуранты» по уголовным делам, как правило, руководящий состав и бухгалтерия, внесение ложных сведений в реестры на перечисление заработной платы и её незаконное получение, незаконное  начисление заработной платы в повышенном размере.

Хищениям бюджетных денежных средств способствовали следующие обстоятельства:

недостатки в организации кадровой работы (большое количество вакансий, не решение вопросов о сокращении лишних должностей, отсутствие надлежащего контроля за учетом рабочего времени, приемом на работу сотрудников и пр.);

отсутствие у сотрудников представительного органа достаточных знаний федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов, непосредственно связанных с деятельностью Собрания представителей района и Контрольно-счетной палаты;

ненадлежащая организация процедур по приему и проверке выполненных работ, предусмотренных договором;  

отсутствие надлежащего контроля за деятельностью руководителя дошкольного учреждения при установлении премиальных выплат.

По результатам рассмотрения представлений (внесено в 2017 году – 40, в 2016 году – 63) виновные лица привлечены к ответственности (2017 – 10, 2016 – 13), а также приняты комплексные меры к устранению нарушений.

Так, по результатам рассмотрения представления по уголовному делу по обвинению бывшего начальника УМВД России по Магаданской области по ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 160 УК РФ, в целях усиления контроля за расходованием денежных средств УМВД России по Магаданской области разработан и утверждён Порядок премирования сотрудников.

По уголовному делу по обвинению директора МАУ города Магадана «Городской стадион» по ч. 3 ст. 159 УК РФ, по результатам рассмотрения представления руководителем Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии г. Магадана издан приказ, которым предписано принять меры к улучшению организации работы, изменить должностные инструкции, принять меры по штатам и согласовать сокращение ставок. Кроме того, был введен журнал учёта времени прихода и ухода сотрудников, назначены ответственные лица за ведение табеля учета рабочего времени.

Все доводы следователей, изложенные в представлениях по уголовным делам коррупционной направленности в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления и других нарушений закона (2017 – 25, 2016 – 26), признавались обоснованными и не обжаловались (к дисциплинарной ответственности привлечено в 2017 году – 5, в 2016 году – 7 лиц).

Например, по уголовному делу по обвинению лица в даче взятки председателю профкомиссии по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в поликлинике, представление внесено в адрес главного врача медицинского учреждения в части нарушения порядка прохождения медицинских комиссий, несоответствия форм справок и по другим нарушениям. По результатам рассмотрения представления виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а также приняты  меры организационного характера.

По уголовному делу по обвинению заместителя дежурного помощника начальника дежурной части ИК-4 УФСИН России по Магаданской области по фактам незаконного проноса на режимную территорию колонии мобильных телефонов и передачи их в незаконное пользование осужденным, внесено представление начальнику УФСИН России по Магаданской области.

По результатам рассмотрения представления оборудован пост по досмотру сотрудников УФСИН России по Магаданской области, с целью исключения впредь фактов проносов запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений. В связи с тем, что ранее сотрудники ИК-4 УФСИН России по Магаданской области за допущенные нарушения были привлечены к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного характера по внесенному представлению не принимались.

В иных случаях, в ответах по результатам рассмотрения представлений следователей указывалось, что представление доведено до сотрудников и принято к сведению, проведены занятия с личным составом с целью недопущения нарушений в последующем, приняты меры, направленные на усиление контроля за деятельностью подчинённых сотрудников, на усиление финансовой дисциплины и др.

В ходе расследования уголовных дел, обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений коррупционной направленности, в том числе, связанные с нарушением и неопределенностью норм федерального законодательства, требующие дополнительного правового регулирования, не выявлялись.

Преступления, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Факторами, способствовавшими совершению преступлений, связанных с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, являются:

1. Недобросовестное исполнение налогоплательщиками обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов, заполнению и представлению в налоговый орган налоговой декларации.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами налоговых органов, выразившиеся в некачественном проведении камеральных и выездных налоговых проверок.       

По оконченным уголовным делам данной категории в 2016 году внесено 12 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений, в 2017 году внесено 4 представления. Адресатами представлений являлись руководители организаций и учреждений. По всем представлениям поступили уведомления о принятых организационных и профилактических мероприятиях, направленных на своевременное составление и предоставление налоговой декларации, уплату налогов и сборов в бюджет и т.д. Лица к дисциплинарной ответственности не привлекались, однако, руководством организаций, где допущены нарушения, приняты комплексные меры к их устранению.

О преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Основными причинами внесения представлений в муниципальные образования и органы, входящие в систему профилактики, являются необходимость улучшения взаимодействия учебных заведений с органами опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, акцентирование внимания педагогов на изменение в поведении ребёнка и принятие мер по установлению причин такого изменения, своевременное выявление социально неблагополучных семей, отсутствие целевых программ об организации досуга несовершеннолетних, входящих в группы риска (внесено в 2017 году – 24, в 2016 году – 17).

Факторами, способствовавшими совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, являются:

1. Отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, в результате чего, их дети занимаются бродяжничеством.

2. Асоциальный образ жизни самих родителей, неполнота семьи несовершеннолетних.

3. Виктимное поведение потерпевших.

Одним из примеров принятия мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления анализируемой категории, явилось уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ, по факту самовольного ухода малолетнего воспитанника из дошкольного образовательного учреждения. В ходе расследования установлены обстоятельства, позволившие следствию внести представление, в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ - центральные входные двери детского образовательного учреждения не находились постоянно в закрытом состоянии, что позволило ребёнку самостоятельно покинуть здание, а затем и прилегающую территорию.

По результатам рассмотрения представления мэрией г. Магадана приняты меры по усилению мер безопасности, а именно: входные двери всех детских учреждений, расположенных на территории г. Магадана дополнительно оборудованы домофонной системой; в период с 09.00 до 17.00 входные и запасные двери в помещения, ворота и калитки на территориях детских учреждений постоянно находятся в закрытом состоянии; департаментом образования во всех детских садах города Магадана проведены внеплановые обследования 20 общеобразовательных и 32 дошкольных учреждений на предмет возможности самовольного ухода ребёнка за пределы образовательного учреждения, а также их технической укреплённости, антитеррористической и противокриминальной защищённости. Коллективам дошкольных образовательных учреждений поставлены приоритетные задачи по осуществлению деятельности, направленной на безопасное пребывание детей в подведомственных им учреждениях, с постоянным контролем со стороны департамента образования мэрии  г. Магадана. 

Не остаются без внимания и установленные в ходе расследования уголовных дел факты совершения правонарушений в отношении несовершеннолетних другими участниками уголовного судопроизводства, в том числе случаи ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.

Так, в ходе расследования уголовного дела установлено, что мать, проживая одна вместе со своими малолетними детьми, допускала случаи оставления своих несовершеннолетних детей без присмотра на длительное время, в том числе и ночное, что являлось ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и создавало угрозу для жизни и здоровья детей. При этом ранее, данная семья состояла на учёте в органах опеки и попечительства как семья, находящаяся в группе риска.

По указанному факту нахождения детей в социально опасном положении направлены представления в органы внутренних дел и Комиссию по делам несовершеннолетних. По результатам рассмотрения сообщений мать несовершеннолетних детей поставлена на профилактический учёт в ПДН органов внутренних дел, а семья поставлена на учёт в Комиссии по делам несовершеннолетних.

В ходе расследования уголовных дел каждому выявленному недостатку в части организации и нормативно-правового урегулирования деятельности органов власти, иных служб и организаций, в том числе органов и   учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, даётся соответствующая оценка с внесением представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ. 

Так, по уголовному делу по обвинению лица в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «б» ч. 4 ст. 132,  п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, который был допущен к работе с детьми, имея судимости за аналогичные преступления, губернатору Магаданской области внесено соответствующее представление в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.

По результатам рассмотрения представления приняты следующие меры:

- разработан и применяется на практике механизм проверки на наличие судимости лиц, принимаемых на работу в детские оздоровительные и образовательные учреждения (списки таких лиц заранее направляются для проверки в органы внутренних дел);

- трудовые договоры с сотрудниками, принимающими участие в летней оздоровительной компании, оформляются только при наличии справки об отсутствии судимости;

- для обеспечения безопасности несовершеннолетних администрацией ГАУЗ «Магаданский областной санаторий «Талая» заключен договор с охранным предприятием;

- все дети, находящиеся на отдыхе в санатории «Талая», поименно застрахованы в ОАО «Альфастрахование».

О преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Все представления по уголовным делам, совершенным несовершеннолетними, вносятся в органы профилактики в целях предупреждения подростковой преступности и иных происшествий (2017 – 28, 2016 – 26).

По всем внесённым представлениям проведены профилактические мероприятия, несовершеннолетние поставлены на учёты в органах внутренних дел, КПДН и ЗП «Город Магадан», а также по месту учёбы, с ними проведены разъяснительные беседы.

Кроме того, по таким фактам инициируется проведение процессуальных проверок по ст. 156 УК РФ в отношении родителей, в связи с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, а также по ст. 293 УК РФ (халатность) в отношении сотрудников КПДН и ОПДН ОМВД.

Поводами к внесению представлений явились:

- асоциальное поведение законных представителей;

- отсутствие или низкий уровень организации профилактической работы органов внутренних дел с лицами, ранее судимыми, склонными к рецидиву преступлений, с лицами, не имеющими постоянного источника дохода, ведущими асоциальный образ жизни;

- ненадлежащая работа службы участковых уполномоченных полиции  на вверенных им участках в целом.

Профилактическая работа по предупреждению совершения преступлений, установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, устранению выявленных причин или их нейтрализации, является одним из важнейших направлений в работе следственного управления и будет продолжена в дальнейшем.